Технология обучения младших школьников решению задач

1 мая 2014 - Администратор

 Технология обучения младших школьников решению задач

 
На современном этапе развития, решая задачи, дети младшего школьного возраста приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логического мышления. Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности учащегося. Поэтому очень важно, чтобы педагог имел глубокие представления о текстовой задаче, о ее структуре, умел решать такие задачи различными способами.
Задачи должны быть математическими проблемами, представленными в доступной для детей форме, и их качество зависит:
ØВо-первых: от качества их внутренней математической структуры.
ØВо-вторых: от их изящества и доступности.
Задача должна быть эстетически притягательна, как предмет искусства, потому что большинство их непонятны и запутаны. Мы как будущие учителя, должны четко подбирать задачи с понятным содержанием, вырабатывать у детей тактику и последовательность работы над задачей.
Текстовые задачи часто создают различные сложности для учащихся любого уровня. Для отстающих - этих проблем больше, чем для других учащихся после достаточного усвоения материала предыдущих разделов. Прежде, чем приступить к решению текстовых задач нужно убедить ребенка в необходимости того, что для решения этих задач у него есть необходимые знания. Задачи бывают разного уровня сложности. Полученные ребенком знания, а также его находчивость достаточно для того, чтобы правильно решить текстовые задачи любого уровня. Если же ученик недостаточно находчив или пасует перед трудностями, это не значит, что он не может решить задачу. Вышеуказанные качества развиваются с помощью определенных навыков, которые приобретаются учеником во время решения каждой задачи. Поэтому чем больше задач вы будете предлагать решить своему ученику, тем быстрее найдете решение очередной задачи. Решение задач - это работа необычная, а именно интеллектуальная работа [8, с. 119]. Чтобы научиться какой либо работе, нужно предварительно хорошо изучить данный материал, над которым нужно будет работать, те инструменты, с помощью которых выполняется эта работа.
Таким образом, для того чтобы научиться решать задачи, необходимо разобраться в том, что они собой представляют, как они устроены, из каких составных частей они состоят, каковы инструменты, с помощью которых производится решение задач. Любая задача представляет собой требование или вопрос, на который нужно найти ответ, опираясь и учитывая те условия, которые указаны в задаче. Поэтому, приступая к решению какой-либо задаче, надо ее внимательно изучить, установить, в чем состоят ее требования, каковы условия, исходя, из которых надо решать задачу. Все это называется анализом задачи.
Процесс решения задачи - это процесс, начинающийся с момента получения задачи до момента полного завершения ее решения, то, очевидно, что этот процесс состоит не только из изложения уже найденного решения, а из ряда этапов, одним из которых и является изложение решения.
В целом весь процесс решения задачи можно разделить на восемь этапов:
I этап - называется анализом условия задачи. Получив задачу, первое, что нужно сделать, разобраться в том, что какая эта задача, каковы ее условия, в чем состоят ее требования, т.е. провести анализ задачи. Этот анализ и составляет первый этап процесса решения задачи.
II этап - схематическая запись условия задачи. Анализ задачи следует как-то оформить, записать, начертить схему решения задачи, построение которых составляет второй этап процесса решения.
III этап - поиск способа решения задачи. Анализ задачи и построение ее схематической записи необходимы главным образом для того, чтобы найти способ решения данной задачи. Поиск этого способа является третьим этапом процесса решения.
IV этап - осуществление решения задачи. Когда способ решения задачи найден, его нужно осуществить.
V этап - проверка решения задачи. После того, как решение осуществлено и изложено, необходимо убедиться в том, что данное решение правильное, что оно удовлетворяет всем требованиям задачи. Для этого производят проверку решения, что составляет пятый этап процесса решения.
VI этап - исследование задачи. При решении многих задач, кроме проверки, необходимо еще раз произвести исследование задачи, а именно установить, при каких условиях задача имеет решение и притом, сколько различных решений в каждом отдельном случае; при каких условиях задача вообще не имеет решения и т.д. Все это составляет шестой этап процесса решения.
VII этап - формирование ответа задачи. Убедившись в правильности решения и, если нужно, производя исследование задачи, необходимо четко сформулировать ответ задачи.
VIII этап - анализ решения задачи. Наконец в учебных и познавательных целях полезно также произвести анализ выполненного решения, в частности установить, нет ли другого, более рационального способа решения, нельзя ли задачу обобщить, какие выводы можно сделать из этого решения и т.д. Все это составляет последний этап [9, с. 35].
При решении некоторых задач трудно выделить отдельные этапы. Таким образом, структура процесса решения задачи зависит в первую очередь от характера задачи и конечно, от того, какими знаниями и умениями обладает решающий задачу. Приведенная схема процесса решения задач является только примерной. При фактическом решении указанные этапы обычно не отделены друг от друга, а переплетаются между собой. Так, в процессе анализа задачи обычно производится и поиск решения [7, с. 201]. При этом полный план решения устанавливается не до осуществления решения, а в его процессе. Тогда поиск решения ограничивается лишь нахождением идеи решения. Порядок этапов так же иногда может изменяться. Из указанных восьми этапов пять являются обязательными, и они имеются в процессе решения любой задачи, это этапы анализа задачи, поиска способа ее решения, проверки решения и формирование ответа. Остальные три этапа являются необязательными и в процессе решения многих задач не имеются [17, с. 110].
На наш взгляд, можно сказать, что научить детей решать задачи - значит научить их устанавливать связи между данными и искомым и в соответствии с этим выбирать, а затем и выполнять арифметические действия. Центральным звеном в умении решать задачи, которым должны овладеть учащиеся, является усвоение связей между данными и искомыми. От того, насколько хорошо усвоены учащимися эти связи, зависит их умение решать задачи. Учитывая это, в начальных классах ведется работа над группами задач, решение которых основывается на одних и тех же связях между данными и искомым, а отличаются они конкретным содержанием и числовыми данными.
школьник обучение задача младший
Литература
 
1.Басангова Р.Б. Познавательная деятельность ученика в ходе решения задач // Начальная школа №3. 2002
2.Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. 2007. 445 с.
.Демидова Т.Е., Тонких А.П. Теория и практика решения текстовых задач. // М.: Издательский центр «Академия», 2002.
.Матвеева Н.А. Методические приемы обучения составлению текстовых задач // Начальная школа №6. 2003. 41-44 с.
.Шульга Р.П. Решение текстовых задач разными способами - средство повышения интереса к математике. // М.: «Просвещение», 1990. 26-28 с.
 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий