ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОБЪЕКТИВНОГО РАССМОТРЕНИЯ.

17 февраля 2015 - Администратор
Интересно отметить, что хотя «онтологически нет ограничений на количество уровней иерархии реальностей, психологически, т.е. относительно конкретного человека, актуально функционируют только две реальности: одна константная и одна виртуальная» [3]. Как пояснительный пример здесь можно отметить так называемые «виртуальные состояния» в психологии, которыми являются особые динамические объекты, необходимые для решения той или иной проблемы, возникающие и существующие только в определенные моменты времени функционирования системы. Так летчик, выполняющий фигуру высшего пилотажа, под влиянием перегрузок, не воспринимает самолет во всей полноте его функций, а только как определенный аэродинамический объект, в совместной работе с которым будут преодолены перегрузки. Создается необычная чрезвычайно напряженная эмоционально и физически ситуация, в которой возникает симбиоз человека и машины, и которая сразу же исчезает после выхода из перегрузки. Такого рода временные динамические объекты существуют только актуально и остаются единственными в момент своего существования для индивидуума находящегося в подобном «виртуальном состоянии» . Продолжая эту мысль, можно сказать, что любой играющий в компьютерную игру, также пребывает в «виртуальном состоянии» и мы имеем дело с возникновением симбиоза человека и, в данном случае. компьютерного устройства, который исчезает по окончанию игры.

 

Эффект глубочайшей иммерсии, основанный на такого рода психическом состоянии, таким образом, пребывание в подобном психическом состоянии и является подсознательным фактором, привлекающим и удерживающим человека в плену компьютерной симуляции, и, в конечном итоге, причиной компьютеной зависимости индивидуума.

ВР, как производная человеческого сознания и его деятельности, существенно влияет на процесс формирования психики индивидуума, изменяя оценку восприятия окружающей действительности, приводя зачастую к необратимым структурным сдвигам в рамках сознания. Как следствие здесь отмечается стирание различий между реальным и виртуальным, что в итоге приводит к результативно-смешанному восприятию объективного мира, являющемуся причиной отклонений в поведенческого характера человека. Различными исследованиями подтверждено наличие комплекных изменений не только психического характера, но и перманентной структуры (так называемый «neuroplastizität») головного мозга субъекта, определяемое преимущественным видом его деятельности, что очень хорошо подтверждается в случае информационно-компьютерной зависимости. Трансформативные изменения, основанные на влиянии ВР, проявляются в схематичности и ограниченности восприятия окружающего, фрагментарности его понимания, прямой инфозависимости, утере личностной самостоятельности, что приводит к кризисным взрывам самосознания. Огромное количество информации, распространяемой в первую очередь по виртуальным каналам, ее интенсивность, приводят к кризису недопонимания, следствием которого, нередко, является искаженное мировосприятие. Достаточно отметить массовые убийства в школах США, Германии и других европейских государств, совершенные учащимися в этих же школах подростками, преимущественно увлекающимися коммуникацией в интернете и компьютерными играми.

Степень развития компьютерных технологий в настоящее время позволяет создавать компьютерную симуляцию практически идентичную по качествам и свойствам объективной реальности. Это, в свою очередь, порождает виртуальные ареалы жизнедеятельности, существующие в киберпространстве параллельно с объектным миром реальной действительности, и расширяет символический опыт на основе моделирования и своеобразного «проживания» различных ситуаций, способствуя развитию воображения, творческих способностей и познавательных потребностей людей, несмотря на имеющийся возможный негативный потенциал, содержащийся в феномене виртуализации .

Источник: http://online.rae.ru/604

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий